Ефремова Ольга Сергеевна, музыкальный руководитель.
рабочая программа по образовательной деятельности Художетвенное-эстетическое развитие музыкаСодержание программы: 1.Актуальность 1.1 Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса. 1.2 Характеристика возрастных возможностей. 1.2.1. Характеристика возрастных возможностей детей от 2- 3 лет в музыкальном воспитании. 1. 2.2. Характеристика возрастных возможностей детей от 3-4 лет в музыкальном воспитании. 1.2.3. Характеристика возрастных возможностей детей от 4-5 лет в музыкальном воспитании. 1.2.4. Характеристика возрастных возможностей детей от 5-6 лет в музыкальном воспитании. 1.2.5. Характеристика возрастных возможностей детей от 6-7 лет в музыкальном воспитании. 1.3 Система оценки результатов освоения Программы. 2. Проектирование музыкально - образовательного процесса по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие)». 2.1.Учебный план по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка): 2.2 Структура непосредственной образовательной деятельности, позволяющая обеспечить реализацию образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» (музыкальное развитие).. 2.3 Условия реализации программы. 2.4 Связь с другими образовательными областями. 2.5.Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей. 2.6 Культурно - досуговая деятельность. 2.7 Взаимодействие с родителями по музыкальному воспитанию. 2.8 Взаимодействие с воспитателями по музыкальному воспитанию. 2.9 Кружковая деятельность музыкального руководителя. 3. Выбор технологий и методических пособий по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». 4.Музыкально-образовательная среда ДОУ.
1.Актуальность Музыка - самое яркое, эмоциональное, а потому и очень действенное средство воздействия на детей. Она обладает удивительной силой, и поэтому является одним из самых сильных средств развития внутреннего мира ребёнка. Специфика музыкального воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего, чувства ребёнка, обогащает их, способствует развитию эмоциональной отзывчивости. Занятия музыкой расширяют кругозор детей, активизируют познавательные процессы, развивают образное мышление, творческое воображение. Но без музыки невозможно и полноценное умственное развитие ребёнка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей. Разносторонне развитой, цельной можно назвать такую личность, у которой одинаково развиты эмоциональные и интеллектуальные реакции. «Гармония ума и сердца – вот конечная цель воспитания современного человека» – отмечал Д.Б. Кабалевский. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир человека. То, что писал Л.С.Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует и технологизация жизни, в которой участвует ребёнок. А так хотелось бы, чтобы дети жили в мире красоты, музыки, сказки, фантазии. Создать такие условия в детском саду, которые смогут обеспечить гармоничное развитие, обеспечить эмоциональный комфорт, формирование начал личности и развитие музыкальности каждого ребёнка – вот основное направление работы по данной программе. Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Криушинский детский сад «Светлячок». Рабочая программа по музыкальному образованию дошкольников является модифицированной и составлена на основе: -Проекта примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО, а так же использованы примерные программы: --Основной образовательной программы ДОУ - в соответствии с требованиями к ее структуре, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования). - примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой/ . Цель рабочей программы: Развитие музыкальных творческих способностей ребенка в различных видах музыкальной деятельности с учетом его индивидуальных возможностей. Задачи: - развития у детей развитие речи по средствам устного народного творчества (потешки, стихи, сказки); - приобщения к танцевальным видам деятельности; - приобщения к музыкальной культуре; - приобщения к театрализованной деятельности. Методические принципы построения программы: · последовательность и системность - один из ведущих. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе. · доступность и индивидуализация - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка · постепенное повышение требований – заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения, является чередование нагрузок с отдыхом. · сознательность и активность – для успешного достижения цели ребенку необходимо представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе. · повторяемость материала. Эффективность занятий выше, если повторение вариативно, т.е. в деятельность вносятся какие-либо изменения и предлагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, что вызывает интерес, привлекает внимание детей, создаёт положительные эмоции. · наглядность – безукоризненный практический показ 1.1 Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса. · Сохранение здоровья и эмоционального благополучия, обеспечение культурного развития каждого ребенка; · Использование устного народного творчества (потешки, стихи, подпевки, народные игры) в режимных моментах; · Создание доброжелательной атмосферы, позволяющей растить воспитанников любознательными, добрыми, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; · Использование различных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса; · Творческая организация музыкально-образовательного процесса; · Вариативность использования музыкально-образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; · Обеспечение качества музыкального развития ребенка в ходе воспитания и обучения; · Привлечение семьи к участию в культурной жизни групп детского сада и дошкольной образовательной организации в целом; · Соблюдение принципа преемственности. 1.2 Характеристика возрастных возможностей. 1.2.1. Характеристика возрастных возможностей детей от 2- 3 лет в музыкальном воспитании. В музыкальном воспитании детей третьего года жизни также необходимо учитывать особенности их нервно-психического развития. При создании полноценных психолого-педагогических условий развития ребенка в процессе общения со взрослым у него совершенствуется восприятие, непреднамеренное наблюдение, непроизвольное внимание, лишь постепенно развивается произвольное внимание. Совершенствуется память малыша. Он помнит не только то, что произошло несколько дней назад, но и произошедшее в более отдаленное время. Расширяется его опыт и представления, на этой основе начинает развиваться воображение. Движения детей более уверенные и координированные, ходьба становится более ровной, дети могут менять ее темп, останавливаться, сдерживать свои движения, ожидая сигнала к действию. Интенсивные изменения происходят в развитии речи и умственном развитии. Быстро увеличивается словарный запас. Ребенок заучивает на память простые стихи, песни, сказки. Употребляет в речи сложные предложения, делает элементарные сравнения и умозаключения. Новые представления малыш может получить из рассказа, песни взрослого, но необходимо, чтобы смысл каждого слова был ему понятен. Однако произношение в этом возрасте остается специфически детским, многие звуки ребенок правильно не выговаривает, но замечает неправильное произношение другого, так как слуховое восприятие звуков более совершенно, чем рече - двигательное умение. Речь становится средством общения ребенка со взрослым и сверстником. При помощи речи он может выполнять определенные действия. Сюжетно-ролевая игра занимает все большее место в жизни ребенка. Сначала он отображает в игре отдельные действия, а затем сам начинает кого-либо изображать. При педагогически правильном воспитании у детей появляется эстетическое чувство. Они с удовольствием слушают сказку, стихотворение, музыку, замечают красивое в природе, обстановке, одежде. Музыкальное развитие. На третьем году наблюдается дальнейшее развитие музыкальности ребенка, и прежде всего ее ведущего компонента — эмоциональной отзывчивости на музыку. Малыш не только откликается на общее настроение, переданное в музыке, но и выделяет понятные интонации восхищения, горя, вопроса и ответа. Развивается музыкальная память и мышление, поскольку интенсивно расширяется музыкальный запас малыша. Он помнит многие музыкальныё произведения, узнает их. Особенностью возраста является то, что ребенок любит многократно слушать полюбившиеся ему песни. Особенно легко дети воспринимают доступные им музыкальные произведения, вплетенные в канву небольшого рассказа. Развиваются музыкально-сенсорные способности ребенка, он начинает разбираться в элементарных средствах музыкальной выразительности контрастных регистрах, тембрах детских музыкальных инструментов; темпах, ритмах и динамике музыкального звучания. В течение третьего года развивается активность детей в музыкальной деятельности. В связи с обогащением речи интенсивно развивается певческая деятельность. Малыш получает удовольствие от исполнения песен, он подпевает концы фраз, повторяющиеся фразы и, наконец, поет несложные песенки, построенные на простой мелодии с повторяющимися речевыми фразами. Большинство детей поют песни выразительно, напевно, но неточно передают мелодию песни. Успешно развиваются движения под музыку, поскольку расширяются двигательные возможности ребенка. Дети уже овладели разнообразными плясовыми движениями и умеют связывать их с характером музыки. Танцевать любят под пение взрослого, а также под инструментальную музыку без атрибутов и с ними. Чаще танцуют вместе со взрослым, но умеют плясать и самостоятельно. Пляски исполняют, стоя в кругу, в паре, по одному. Движение в хороводе для них затруднено. Кроме овладения разнообразными движениями, дети уже способны сочетать в пляске движения рук и ног (хлопки в ладошки и притопывание ногой и т. п.), сочетать движения и подпевание (кружатся и подпевают «ля-ля-ля») и т. п. Дети способны активно участвовать в музыкальных сюжетных играх, поскольку в этом возрасте интенсивно расширяются их представления об окружающем мире: Ребенок охотно исполняет образную роль шофера, взяв руль и исполняя песню про машину. Он понимает взаимоотношение в игре под музыку (цыплята должны убегать от кошки, кошка должна догонять цыплят). Малыш может передавать особенности музыкального звучания (при замедлении темпа музыки карусель постепенно останавливается — дети замедляют бег и т. п.). В этом возрасте малыши готовы к музыкально-творческим проявлениям как в пении (придумывают плясовую, колыбельную для куклы), так и в играх-драматизациях — импровизируют характерные особенности движений игровых персонажей. 1. 2.2. Характеристика возрастных возможностей детей от 3-4 лет в музыкальном воспитании. На четвертом году жизни интенсивно формируются основы личности ребенка. В этом возрасте у него развиваются такие сложные нравственные чувства, как любовь к близким, доброе отношение к животным, растениям, стремление быть хорошим, добрым. Поэтому он с удовольствием слушает музыку, связанную по содержанию с его родным домом: с образами любимых мамы, папы, бабушки, дедушки, домашних животных, игрушек, с природным окружением; у ребенка продолжает развиваться музыкальное восприятие. Его внимание становится все более произвольным, поэтому он может слушать музыкальное произведение (непродолжительное) до конца, т. е. обладает элементарными основами культуры слушания музыки. Уровень восприятия музыки вполне достаточен, чтобы он служил основой для дальнейшего музыкального образования ребенка (воспитания, обучения и развития). В этом возрасте у малыша уже имеется достаточный объем музыкально-слуховых представлений. Большинство детей помнят, узнают, называют довольно много знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует о развитии их музыкальной памяти. Имеющийся музыкальный опыт позволяет им вслушиваться и различать музыку первичных жанров (песня, танец, марш), а также некоторые виды песни (колыбельная и плясовая). Воспринимая с удовольствием яркий конкретный образ музыкального произведения, большинство детей так же ярко проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Восприятие музыки становится не только более эмоциональным, но и дифференцированным: дети легко различают контрастные регистры, темпы, динамические оттенки музыки, тембры инструментов. Поэтому они довольно легко в непринужденной обстановке осваивают музыкально-дидактические игры и упражнения, доступные их возрасту по содержанию, правилам и длительности. У детей могут успешно развиваться музыкально-сенсорные способности. Таким образом, данный возраст весьма благоприятен для дальнейшего приобщения детей к слушанию доступной им музыки. Однако необходимо помнить, что в этом возрасте произвольность поведения только формируется, музыкальная деятельность малыша имеет неустойчивый характер, поэтому он по-прежнему не может долго слушать музыку и продолжительность ее слушания должна быть четко регламентирована. На четвертом году у детей продолжает оставаться большой интерес к певческой деятельности, они способны успешно ею овладевать: • Прежде всего, имеется большое желание петь знакомые песни, осваивать новые. • Овладение речью позволяет большинству дошкольников довольно внятно пропевать слова песни. • Подражая взрослым, дети достаточно легко осваивают протяжное звуковедение, могут слитно петь короткие фразы (два-три слова). • Не только различают, но и воспроизводят низкие и высоки звуки нефиксированной высоты. Вместе с тем возможности детей в пении, безусловно, по-прежнему невелики, поскольку голосовые связки находятся в зачаточном состоянии. Певческий голос у ребенка довольно слабый, естественное пение отрывистое (говорком); певческое дыхание очень короткое (часто разрывает фразу на отдельные слова, а слово на слоги); певческая дикция в основном нечеткая и неясная, а у не которых детей вообще отсутствуют отдельные звуки; певческий диапазон небольшой (ре — ля первой октавы), у детей уже проявляется тип певческого голоса (высокий, средний, низкий), в силу психологических возможностей они не могут следить за чистотой певческой интонации, поэтому поют мелодию в основном неверно. Дети четвертого года вполне успешно могут осваивать певческую деятельность, несмотря на довольно скромные физиологические и психологические возможности. На четвертом году в связи с дальнейшим развитием опорно-двигательного аппарата ребенка и повышением двигательной активности у него отмечаются новые положительные возможности: • движения под музыку становятся довольно координированными по сравнению с детьми третьего года. • В танцах, играх способен проявлять эмоциональную отзывчивость, адекватную характеру музыки (веселый или грустный), различает контраст в музыке. • Может менять движения в связи со сменой разнохарактерной музыки. • Может выполнять довольно ритмично такие основные движения, как ходьба, бег, а также несложные танцевальные движения. • С большим удовольствием в танцах, играх выполняет движения самостоятельно под пение взрослого. • С радостью включается в свободные пляски, как правило, выполняя однотипные движения. • Проявляет некоторые предпочтения — особенно нравятся игры и танцы с простым конкретным сюжетом, так как в них ребенок способен выполнять игровые роли. Вместе е тем возможности малыша в движениях под музыку остаются небольшими: • Движения выполняются тяжеловато, не может их детализировать и стремится выполнить как бы в общих чертах. • Не следит за осанкой, за положением головы. • Затруднена естественность, непринужденность движений. • В свободных плясках старается держаться группы детей. • Довольно слаба ориентировка в зале и т. п. • Продолжительность игры танца небольшая. Но все это не снижает интереса детей и их возможности в овладении движениями под музыку. Однако, несмотря на перечисленные трудности, этот вид музыкальной деятельности является для них одним из наиболее привлекательных. На четвертом году ребенка все больше привлекает звучание детских музыкальных инструментов и игрушек, так как у него к этому времени довольно хорошо развит тембровый слух. Его привлекает звучание таких детских музыкальных инструментов, как дудочка, барабан, бубен, металлофон, а также различная тембровая окраска самодельных звучащих игрушек. Ребенок довольно легко различает не только тембровую окраску звучания знакомых инструментов, но и динамику их звучания (тихое и громкое) и особенности темпа (быстрый и медленный); он пытается воспроизводить их, лучше передает быстрый темп. В этом возрасте можно наблюдать развитие инструментальной импровизации — малыш с удовольствием пытается импровизировать на различных музыкальных инструментах и игрушках. Он с интересом обследует музыкальные инструменты: изучает пластинки, кнопки и т. д., проявляя большой интерес к их устройству и внешнему виду. Однако возможности приобщения ребенка к игре на детских музыкальных инструментах, безусловно, остаются по-прежнему невелики — у него небольшой слуховой опыт и недостаточная координация движений руки. 1.2.3. Характеристика возрастных возможностей детей от 4-5 лет в музыкальном воспитании Одним из любимых видов музыкальной деятельности ребенка пятого года по-прежнему остается слушание музыки (как вокальной, так и инструментальной), причем он любит слушать разнообразные музыкальные произведения народного, классического и современного репертуара. Определенный слуховой опыт позволяет ребенку активно проявлять себя в процессе слушания музыки. Дошкольнику нравится содержание музыкальных произведений, связанное с его жизнедеятельностью в детском саду (а не только в своем доме), Восприятию музыки в этом возрасте продолжает помогать иллюстрация — она играет роль основного материала, без которого дети не могут себе представить описанные в песне события. В этом возрасте дошкольники, как правило, в общем виде улавливают развитие музыкального образа произведения. Ребенок начинает более внимательно вслушиваться в музыку и способен замечать изменение средств музыкальной выразительности, на элементарном уровне может осознавать необходимость этих изменении, что говорит о дальнейшем развитии его музыкального мышления. Появляются первые аргументированные эстетические ощущения музыки и осознанное избирательное отношение к ней. Поскольку словарный запас у детей невелик, при ответах они успешно используют карточки с условно-образным изображением содержания музыки. В процессе слушания музыки продолжается развитие основных музыкальных способностей, прежде всего таких, как эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовысотный слух и чувство ритма, так как ребенок начинает обращать внимание на мелодию и ритмический рисунок музыкальной ткани произведения. Кроме того, продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей детей в процессе овладения музыкально-дидактическими играми и упражнениями. Поскольку у ребенка пятого года отмечается большой интерес к музыке, он способен запоминать, узнавать, называть многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшемся развитии музыкальной памяти. Однако необходимо помнить, что у ребенка 4—5 лет еще продолжается процесс развития органа слуха. Его барабанная перепонка нежна и легко ранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому музыка, исполняемая для детей, не должна быть громкой и продолжительной по звучанию. На пятом году ребенок по-прежнему проявляет большой интерес к пению, у него отмечается: • Большой интерес к пению — любит петь вместе со сверстниками и взрослыми, а также самостоятельно (в основном поет в пределах квинты). • Наличие любимых песен с ярким характером и образами, связанными с жизнедеятельностью в семье, детском саду. • Осознанное использование в пении средств выразительности: музыкальных (высота звука, динамические оттенки), внемузыкальных (выразительная мимика). • Правильное пропевание мелодии отдельных небольших фраз песни, исполнение контрастных низких и высоких звуков, а также несложного ритмического рисунка песни. • Напевное звуковедение, пропевание небольших фраз песни, не прерывая дыхания. • Певческий диапазон в пределах ре—ля первой октавы. Однако в то же время в этом возрасте певческие возможности остаются по-прежнему небольшими: • Голосовой (певческий) аппарат ребенка не сформирован, связки очень тонкие, дыхание слабое и короткое, поэтому продолжительность пения не должна превышать 5 минут; во время пения ребенку нельзя опускать голову, так как при этом гортань сдавливается, затруднено прохождение воздуха, вследствие чего возникает перенапряжение голосового аппарата. • дикция у многих детей остается нечеткой, так как у некоторых отсутствуют отдельные звуки. • Ребенок не может отследить правильность собственного пения. Учитывая это, ребенка можно успешно обучать пению. На пятом году продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка, он изменяется внешне, становится более стройным, пропорционально сложенным, в развитии музыкально-ритмических движений у него появляются новые возможности: — движения под музыку становятся более легкими и ритмичными; —отдельные действия под музыку выполняются более осознанно, ребенок может менять их самостоятельно в связи с изменением контрастных характера, регистра, ритма, темпа, динамики звучания двух-, трехчастного музыкального произведения; — он способен выполнить довольно сложные движения, построенные на чередовании рук и ног или на одновременном выполнении движений руками и ногами; — танцевальные шаги и движения ребенок легко выполняет с правой ноги (после показа и указаний взрослого), повышается качество исполнения движений; — танец может исполнять самостоятельно (при наличии не более трех движений). Вместе с тем возможности ребенка в музыкально-ритмической деятельности, по-прежнему остаются сравнительно небольшими: — легкость движений остается относительной; — синхронность движений в паре, а подгруппе у многих детей вызывает затруднения; — выразительность движений недостаточна; — условно-рефлекторные связи при обучении детей музыкально - ритмическим движениям закладываются легко — после двух - трех повторений со словесным подкреплением, но устойчивость они приобретают лишь после 30 повторений и не всегда отличаются прочностью; — длительность игры и пляски остается непродолжительной, так как у дошкольника пятого года возбуждение преобладает над торможением. Однако все это, безусловно, не снижает интерес детей и их возможности в освоении музыкальных игр, танцев, хороводов и т. д. Для ребенка пятого года жизни характерен по-прежнему большой интерес к овладению игрой на детских музыкальных инструментах и игрушках В этом возрасте дошкольники лучше, чем малыши, разбираются в тембровых, звуковысотных, динамических особенностях звучания различных инструментов, могут их сравнивать, выделять из многих других. Особенно важно то, что они способны воспринимать и воспроизводить простую ритмическую пульсацию, несложный ритмический рисунок. Ребенок с удовольствием импровизирует несложные ритмы марша, плясовой. Ритмические импровизации легче осваиваются им на детских музыкальных инструментах со звуком неопределенной высоты: бубне, барабане, треугольнике, на различных детских музыкальных игрушках, в том числе и самодельных (из баночек, бутылочек, пластмассовых коробочек, эстетически оформленных). В этом возрасте улучшается координация движений руки, обогащается слуховой опыт, поэтому дошкольник уже способен воспроизводить на одной пластинке металлофона несложные ритмические рисунки. Это довольно значимый шаг в освоении деть игры на музыкальных инструментах. Однако надо помнить следующее: поскольку в данном возрасте возбуждение продолжает преобладать над торможением, затруднение у детей вызывает начало игры на металлофоне (получив молоточек, ребенок хочет сразу же начать играть, и ему очень трудно ждать, когда будет сыграно вступление или подготовятся к игре другие дети). Однако это не должно являться препятствием для обучения их игре на детских музыкальных инструментах. 1.2.4. Характеристика возрастных возможностей детей от 5-6 лет в музыкальном воспитании На шестом году слушание музыки у ребенка остается по-прежнему одним из наиболее привлекательных видов детской музыкальной деятельности. В этом возрасте продолжается дальнейшее становление его личности; расширяются знания об окружающей жизни, о сферах общественно полезной деятельности взрослых, не связанной с обслуживанием детей в детском саду; о природе родного края; о предметном мире, не находящемся в непосредственной близости с ребенком. Ребенок шестого года жизни любит фантазировать, поэтому при слушании музыки, опираясь на имеющийся запас жизненных впечатлений, а также на знакомые ему внемузыкальные компоненты, эмоционально реагирует на нее. При правильно организованном педагогическом процессе большинство детей к этому возрасту овладевают культурой слушания. Имея достаточный запас музыкальных впечатлений, они помнят, просят повторить наиболее любимые произведения. Легко различают только первичные жанры музыки, но и их виды, а также эмоционально-образное содержание музыки. Дошкольники могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамики развития музыкального образа. Они выделяют большинство средств музыкальной выразительности, отдельные интонационные ходы. Кроме того, интенсивно продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей, дети могут довольно тонко слышать различать выразительные отношения музыкальных звуков. Далее развиваются такие музыкальные способности, как высотный слух, дошкольники начинают различать интонационно-мелодические особенности музыкального произведения. Развитие умственных способностей влияет на дальнейшее появление музыкального мышления ребенка. Он уже способен к анализу музыкального произведения, его оценке: может сравнивать, обобщать, выделять отдельные музыкальные произведения по кому-либо признаку (жанру, характеру, содержанию и т. п.). Таким образом, дети шестого года жизни обладают большими возможностями для дальнейшего развития восприятия музыкальных произведений различных стилей, жанров, видов и т. д. Однако необходимо помнить, что имеющиеся у детей этого возраста знания, умения и навыки часто не обладают особой прочностью и в какой-либо период могут временно утрачиваться. На шестом году жизни, как правило, у ребенка сформирована потребность в пении: он способен петь гораздо более сложные по мелодическим и ритмическим особенностям песни, владеет разнообразным по тематике репертуаром. В этом возрасте можно отметить следующие положительные особенности пения детей: • Голос стал более звонким. • Более дифференцированно выделяются дети с высокими или низкими голосами, для большинства характерен диапазон в пределах ре-си первой октавы. • Налаживается вокально-слуховая координация; дети начинают осознанно следить за правильностью и точностью певческой интонации, начинают пользоваться самоконтролем, исправлять неточности своего пения (но лучше слышат пение другого ребенка). • Могут петь не только выразительно напевно, но и отрывисто, если это необходимо для передачи выразительности музыкальных образов и настроений, переданных в песне. • Могут петь на одном дыхании фразы песни. • Певческая дикция у большинства детей правильная. • Совместное пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам. В то же время голос у детей остается достаточно хрупким, продолжается формирование вокальных связок. Поэтому педагог должен помнить об охране детского голоса. При этом условии дети могут успешно осваивать далее певческую деятельность. На шестом году жизни продолжается дальнейшее физическое, психическое, а также музыкальное развитие ребенка. У него формируется осанка, движения становятся более свободными и выразительными, а в сюжетных играх, танцах — более осмысленными и управляемыми, более слаженными и уверенными. С окончанием движений, выполненных под одну часть музыки, дети осознанно могут переходить к выполнению другого движения под следующую часть. Ребенок может и желает овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующими ритмичности и координированности их исполнения. Дети этого возраста имеют достаточный запас игровых и танцевальных умений, для них характерно большое желание участвовать в играх, танцах, упражнениях, этюдах. Они свободно ориентируются в пространстве помещения, в достаточной мере легко выполняют основные движения. Большинство детей с удовольствием включаются в творческие игровые ситуации, в свободные пляски; любят придумывать свои танцы, главным образом на основе знакомых движений. Однако, безусловно, возможности ребят шестого года жизни еще несколько ограничены: в движениях еще нет необходимой пластичности, выразительности. Тем не менее эта возрастная ступень имеет большое самостоятельное значение в последовательном музыкально-ритмическом развитии каждого ребенка. Таким образом, в этом возрасте у детей имеются прекрасные возможности для овладения музыкально-ритмическими движениями. Однако необходимо при физических нагрузках (в играх, танцах) учитывать группу здоровья каждого ребенка. На шестом году жизни движения детей становятся все более координированными, поведение — более осмысленным и управляемым самим ребенком. Продолжают развиваться основные музыкальные способности: ритмическое чувство и мелодический слух. Все это во многом объясняет большое желание детей заниматься игрой на музыкальных инструментах, в частности на металлофоне, поскольку этот детский музыкальный инструмент наиболее часто встречается в ДОУ. В элементарных импровизациях на металлофоне наибольших успехов дошкольники добиваются в использовании таких средств музыкальной выразительности, как динамические оттенки, ритмические особенности, тембровая окраска звука. Мелодическая линия музыкальной ткани привлекает детей, но передача ее удается им лишь пока в свободной импровизации. При обучении игре на металлофоне ребята легко осваивают игру только на двух пластинках, не соседствующих друг с другом. Это объясняется недостаточностью развития в данном возрасте микрокоординации движения руки. Дети могут запоминать правильные названия пластинок металлофона, ориентируясь на низкие и высокие звуки. Это способствует довольно легкому освоению элементов нотной грамоты. В этом возрасте у дошкольников проявляется чувство ансамбля, прежде всего ритмического. Таким образом, они физически и психически готовы осваивать далее игру на ведущем детском музыкальном инструменте — металлофоне, а также и на других музыкальных инструментах. 1.2.5. Характеристика возрастных возможностей детей от 6-7 лет в музыкальном воспитании На седьмом году жизни ребенок имеет более широкий кругозор, достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования, т. е. обладает большими возможностями для слушания довольно сложных музыкальных произведений. К этому времени у него имеется значительный запас музыкальных впечатлений, он знает некоторых композиторов. В этом возрасте дети способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в интонационные ходы и ритмические особенности, довольно тонко слышать и осознавать характер музыки, комплекс средств музыкальной выразительности, поскольку у большинства из них в этот период интенсивно развиваются такие способности, как музыкальное воображение и мышление. Поэтому ребенок также способен давать анализ музыкального произведения, сравнивать, выделять, обобщать отдельные особенности музыкального языка и речи. Он желает и может осваивать элементы музыкальной грамоты, а также хочет получать новые знания, поскольку в этом возрасте дети очень любознательны. Успешность ребенка в данном виде музыкальной деятельности объясняется тем, что к этому возрасту достаточно развит психологический механизм восприятия музыки: — эмоциональная отзывчивость на музыку; — развитый музыкальный слух; — память; — музыкальное мышление как обобщенное качество музыкального восприятия; — способности к творчеству. Кроме того, при системном подходе к педагогическому процессу музыкального образования на седьмом году у большинства детей прекрасно развиты музыкально- сенсорные способности, так как к этому времени совершенствуется работа анализаторов (слух). Это объясняется, с одной стороны, улучшением работы мозговых центров, а с другой — постоянным упражнением органов слуха, прежде всего в процессе тренировки их во время музыкально-дидактических игр и упражнений, а также во время восприятия музыкальных произведений. Таким образом, у детей этого возраста имеются большие возможности для дальнейшего приобщения к музыке различных стилей и эпох. Однако необходимо бережно относиться к ребенку, не перегружая его большим количеством различных музыкальных впечатлений (барабанные перепонки еще очень нежны и легко ранимы, не закончилось окостенение слухового канала и височной кости). На седьмом году жизни ребенок обладает довольно большими возможностями в певческой деятельности. Происходит дельнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность его нервной системы. Он обладает достаточно окрепшим голосовым аппаратом, хотя вокальные связки еще не сформированы окончательно, дети поют негромко, но напевно и звонко. Диапазон у большинства дошкольников в пределах октавы. Большинство, детей имеют значительный запас песен, выделяют любимые. Они могут осознанно осваивать различный по тематике и более яркий по средствам музыкальной выразительности песенный репертуар. В этом возрасте при эффективном педагогическом процессе дошкольники могут свободно овладевать азбукой певческого исполнительства. При собранности внимания все дети могут чисто интонировать, однако при малейшем отвлечении некоторые из них поют мелодию неверно. Ритмический и динамический ансамбль, как правило, отличается слаженностью и не вызывает затруднений. Ребята могут самостоятельно петь подолгу, однако это не желательно. Взрослым необходимо постоянно заботиться охране детского голоса. На седьмом году жизни происходит дальнейшее физическое и психическое развитие ребенка: внимание его становится более сконцентрированным, развивается воображение и мышление, он свободно ориентируется в пространстве. В этом возрасте дети достигают кульминации развития движений, в том числе и под музыку,— они становятся легкими, изящными и пластичными. У дошкольников резко возрастает способность к овладению довольно сложными по координации и темпу исполнения движениями, которые могут исполняться ими ритмично и грациозно. В движениях под музыку дети легко ориентируются на композицию игры, на форму исполняемого танца, на характер музыки, а также пластично передают не только изобразительные, но и выразительные особенности музыки. Это возможно за счет развития музыкальных способностей, прежде всего чувства ритма и эмоциональной отзывчивости на музыку. На седьмом году жизни у детей уже имеется большой объем музыкальных и двигательных навыков и происходит их дальнейшее закрепление. Как правило, сформирована потребность в освоении новых движений, овладении играми, плясками. Некоторые ребята без напоминания со стороны взрослого стремятся самостоятельно осваивать новые движения, добиваясь качественного их исполнения, принципиально оценивают качество как своего исполнения, так и движений сверстников. В играх, танцах дети прекрасно владеют чувством партнера, стремятся согласованно двигаться в паре, хороводе. Ребенок инициативен и активен как в музыкально-игровом, так и в танцевальном творчестве. Дети могут подгруппой придумывать новый танец (в основном из знакомых движений), а также с удовольствием импровизируют в свободных плясках. Таким образом, на седьмом году жизни у дошкольников имеются прекрасные возможности для овладения в совершенстве музыкально-ритмической деятельностью. Однако необходимо помнить, что, хотя они уже способны исполнять довольно крупные композиции, это все же требует от них немалых физических усилий. Поэтому педагог должен обязательно учитывать группу здоровья каждого ребенка. На седьмом году жизни у детей, как уже известно, интенсивно осуществляется физическое и психическое развитие; должное развитие получили музыкальные способности, поэтому дошкольники имеют гораздо большие возможности для освоения самых различных детских инструментов. В этом возрасте дети достигают вершины совершенства игры на том инструменте, на котором они играют второй-третий год. Они могут с удовольствием осваивать пьесы, где необходимо играть на рядом расположенных пластинках. Дети, достигшие наибольших успехов в игре на металлофоне, легко осваивают игру на других инструментах. Дети с желанием участвуют в выступлениях оркестра, Они легко разбираются в мелодических и ритмических особенностях простых по музыкальной ткани пьес. Ребенок может проявлять завидное усердие при освоении музыкального произведения, большое удовольствие он получает от выразительной, слаженной игры в оркестре. Дошкольники также с удовольствием импровизируют на знакомых инструментах, вслушиваясь в мелодии, однако подбирать на слух знакомые мелодии могут лишь отдельные, музыкально одаренные дети. За неимением детских музыкальных инструментов ребята могут исполнять довольно сложные ритмические рисунки на ударных инструментах, на ритмических самодельных игрушках; могут достаточно тонко вслушиваться в музыкально-ритмические, мелодические особенности музыкального произведения, тем самым далее успешно развивая свои музыкальные способности. 1.3 Система оценки результатов освоения Программы (диагностика). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. Процедура отслеживания и оценки результатов развития музыкальности детей проводится 2 раза в год (в декабре и мае). Диагностика содержит: - Ладовое чувство - Музыкально – слуховое представление - Чувство ритма Результаты оцениваются по баллам: 18 баллов: высокий уровень 14-17 баллов: ближе к высокому 12 баллов: средний уровень 7-10 баллов: ближе к низкому 8 баллов: низкий уровень По результатам тестирования заполняются диагностические карты музыкальной подготовленности детей на каждую возрастную группу, и планируется дальнейшая работа. (приложение №7). 2. Проектирование музыкально - образовательного процесса по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие)». Организация учебного процесса в МБДОУ Криушинского детского сада «Светлячок» регламентируется: учебным планом; годовым календарным учебным графиком, расписанием непосредственной образовательной деятельности. Учебный план занимает важное место при реализации рабочей программы. Он скоординирован с учетом требованием санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Нагрузка на детей не превышает предельно допустимую норму. В соответствии с проектом примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО, а также с санитарными правилами НОД организуется в течение всего календарного года. Учебный план состоит из обязательной части и формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть полностью реализует федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и включает НОД, позволяющая обеспечить реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». 2.1.Учебный план по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка): Первая младшая группа.
младшая группа.
Средняя группа.
Старшая группа.
Подготовительная к школе группа.
Формы организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности дошкольников. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: музыкальные занятия; совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, специалистов дошкольного образования) и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии форм; праздники и развлечения; самостоятельная музыкальная деятельность детей. В работе музыкального руководителя основной формой организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия. Музыкальные занятия имеют несколько разновидностей:
Исходя из возникновения развития музыкальной деятельность детей дошкольного возраста, можно определить оптимальные формы организации музыкальной деятельности дошкольников. ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.2 Структура непосредственной образовательной деятельности, позволяющая обеспечить реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие)..
Каждое занятие имеет свою сюжет, что создает эмоциональную атмосферу, благоприятно влияет на психику ребенка. Каждый вид деятельности непосредственно связан с предыдущим. Для детей такое занятие – игра. Занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность Примерный алгоритм проведения музыкальной НОД с применением здоровьесберегающих технологий Подготовительная группа (продолжительность НОД – 30мин.)
Старшая группа (продолжительность НОД – 25мин.)
Средняя группа (продолжительность НОД – 20мин.)
Младшая группа (продолжительность НОД – 15мин.)
2.3 Условия реализации программы: Организация занятий: · Занятия проводятся два раза в неделю в музыкальном зале, в первой половине дня. · Длительность занятий от 9 до 30 минут, в зависимости от возраста воспитанников. Наглядный и дидактический материал, используемый на занятиях: · только качественная аудио и видеозапись музыки · иллюстрации и репродукции · дидактический материал · игровые атрибуты · музыкальные инструменты · «живые игрушки» (воспитатели или воспитанники, одетые в костюмы) 2.4 Связь с другими образовательными областями
2.5 Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей.
Такая деятельность возникает по инициативе детей, без участия взрослого или при незначительной помощи педагога. В основе самостоятельной музыкальной деятельности ребенка лежит побудительный мотив – огромное желание поделиться своими музыкальными впечатлениями и переживаниями, стремление продлить общение с музыкой. И не менее важный мотив самовыразиться, самореализоваться через взаимодействие с музыкальным искусством. Важно помочь ребенку осознать поставленные перед ним задачи, вникнуть в суть предложенных заданий, поддержать стремление выполнить их, подобрать нужные способы и решения. В этом и заключается формирование самостоятельной деятельности дошкольников, освоение ими способов самостоятельных действий. От разнообразия форм организации самостоятельной деятельности детей зависит её характер – воспроизводящая она или творческая. 8 апреля 2021 в 17:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.