Ефремова Ольга Сергеевна, музыкальный руководитель.
План работы по самообразованию Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» на 2020 – 2021 учебный годПлан самообразования
Цель: Выявить и изучить особенностивоспитательной роли форм устного народного творчества, а также развиватьинтерес детей к народному фольклору.
Задачи: · Выявитьзначение устного народного творчества в системе воспитания детей; · Приобщатьдетей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами; · Обогащатьчувства детей, воображение и речь; · Воспитыватьчуткое отношение к народному творчеству; · Прививатьнавыки общения и коллективного творчества; · Развиватьу детей сферу чувств, соучастие, сопереживание, умения управлять своимичувствами;
Актуальность: Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своимглубоким содержание и совершенной формой. Оно постоянно изучается, к немуобращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая всказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являютсянезаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, скоторой встречается ребенок с малых лет. Устное народное творчество обладаетудивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование вработе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия дляразвития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительногоморального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребенокне только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность,приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Этапы работы
1. Подбор материала необходимого дляработы с детьми, родителями и педагогами на тему: «Устное народное творчество ввоспитании детей дошкольного возраста» 2020 – 2021 уч.г
2. Практическийэтап (выбор темы и ее изучение).
2.1. Тема: «Устное народное творчество вразвитие ребенка дошкольника. Роль потешек в развитии речи ребенка».
Работа с детьми: 1) Применять потешки в режимных моментах.Использование потешек на занятиях. 2)Чтение детям русских народных сказок. 3)Дидактические, настоль – печатные игрыпо мотивам потешек. 4) Разучивание и проговаривание потешек.
Работа с родителями: 1) Созданиекрасочных книг с потешками для детей. 2) Создание картотеки потешек для работы сдетьми.
Работа с коллегами: 1) Консультация:«Роль фольклора в развитии детей».
Сентябрь 2.2 Тема: Изучение темы «Использование загадки вумственном воспитании детей дошкольного возраста».
Работа с детьми: 1)Использование загадок на занятиях. 2)Загадки в режимных моментах.
Работа с родителями: 1) Наглядно – текстовая информация:«Загадки, поговорки, пословицы».
Октябрь 2.3. Тема: «Использование фольклора в работе сдетьми».
Работа с детьми: 1) Дидактическая игра «Узнай потешку»,«Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?». 2)Чтение русских народных сказок, потешек,поговорок, скороговорок, прослушивание аудио записей сказок.
Работа с родителями: 1)Беседа с родителями: «Роль родителей внравственном воспитании детей».
Работа с коллегами: 1)Консультация для воспитателей «Влияниерусского народного творчества на развитие речи детей разных возрастов».
Ноябрь 2.4. Тема: «Роль сказки в воспитании детей».
Работа с детьми: 1)Настольно – печатные игры по народнымсказкам. 2)Рисование по мотивам сказок.
Работа с коллегами: 1) Создание папки - передвижки «Рольсказки в развитии и воспитании ребёнка».
Декабрь 2.5. Тема: «Настольно – печатные игры по русскимнародным сказкам».
Работа с детьми: 1) Настольно – печатные игры. 2)Развивающие игры на основе сказочныхобразов и сюжетов. 3)Придумывание сказок (групповое илииндивидуальное). Работа с родителями: 1)Консультация: «Влияние народной игры насоциализацию ребёнка».
Январь 2.6. Тема: «Устное народное творчество как средстводуховно - нравственного развития личности ребенка».
Работа с детьми: 1)Лепка сказочных героев.
Работа с родителями: 1) Семейный конкурс «Игрушка длятеатрального уголка своими руками» (семейное фото или о том как она делалась). 2)Консультация: «Влияние устного народноготворчества на развитие речи детей».
Февраль
Работа с коллегами: 1)Мастер - класс: «Устное народное творчествов режимных моментах».
Март
2.7. Тема: «Влияние русского народного творчества наразвитие речи детей».
Работа с детьми: 1)Развлечение «Широкая Масленица». 2)Рисование по мотивам потешек. 3)Проговаривание и заучивания потешек искороговорок. Работа с родителями: 1)Консультация: «Влияние русскогонародного творчества на развитие речи детей».
Апрель 2.8. Тема: «Пальчиковые игры на основе русскихнародных потешек».
Работа с детьми: 1)Игровая деятельность «Поиграем спальчиками». 2)Досуг «Солнышко, нарядись, красное,покажись!».
Работа с родителями: 1)Семейный конкурс рисунков по мотивампотешки.
Работа с коллегами: 1)Консультация: «Влияние пальчиковых игрна развитие дошкольников».
Май 2.9. Тема: «Народно – декоративно прикладноеискусство в устном народном творчестве». Работа с детьми: 1)Просмотр презентации «Народно –декоративно прикладное искусство в устном народном творчестве». 2)Роспись сувениров гжелью, хохломской игородецкой росписью.
Работа с родителями: 1)Отчет по теме самообразования.Презентация. 2) Консультация: «Вечер русских народныхигр и забав».
Работа с коллегами: 1)Подготовка материала «Опыт работы» сметодической разработкой по теме самообразования.
Список используемой литературы:
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методикаразвития речи и обучения родному языку дошкольников». 3-е издание, – М.:Академия, 2000. – 400 с; 2.Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Народнаяпедагогика в воспитании дошкольника. М., 2006.; 3.Большая книга для маленьких «Сборникпотешек, сказок, стихотворений и рассказов для детей дошкольного и младшегошкольного возраста. Составители: Э. Падерина, А. Плитченко, В. Сурель/ /Новосибирск; Западно – Сибирское книжное издательство – 2000; 4.Выготский Л.С. «Лекции по психологии».СПб., 2008; 5.Дудецкий А.Я. «Теоретические основывоображения и творчества». Смоленск, 2004; 6. Даль В.И. «Пословицы и поговоркирусского народа». М., 2009.; 7.Журналы «Дошкольное воспитание» Москва.№ 8, 2004 г; 8.Журналы «Ребёнок в детском саду»; 9.«Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки,прибаутки, считалки» // Сост. Г.Науменко. М., 1998; 10.Иванова О.А. «Учимся читатьхудожественную литературу». – М.: Школьная пресса, 2005. – 80 с.; 11.Изучение статей в журналах:«Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч»; 12.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщениедетей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. идоп. сПб,. 2012. 13.Козырева Л.М. Говорю красиво иправильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2010. 14. Литвинова М.Ф. Русские народныеподвижные игры М.: Просвещение, 2005; 15.И.А. Лыкова «Цветные ладошки»,«Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, издательство «Карапуз -Дидактика». 16.Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей».– Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с; 17. Народное искусство в воспитании детей/ Под ред. Комаровой Т.С. М.: Педагогическое общество России 2005.; 18.Пескишева Т. «Малые фольклорные формы вработе с детьми с общим недоразвитием речи» //Дошкольное воспитание. – №8. –2007. – с. 86-934; 19.«Программа воспитания и обучения вдетском саду» // Под редакцией М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2004. – 144с. 20.Сазонова С.Е., Малинина О.В.5.Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми». – М.: Владос, 2005. – 178 с.; 21.Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких. –«Дошкольное воспитание», №12 – 2003; 22.Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М.,2009. 23.Тихеева Е.И. «Развитие речидошкольника» //Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 144 с.; 24.Ушакова О.С. «Развитие речидошкольников». – М.: Издательство института психотерапии, 2001. – 256 с.
Интернет – ресурсы: 1.Изучение методик и технологий педагоговв интернете.
8 апреля 2021 в 17:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.