Ефремова Ольга Сергеевна, музыкальный руководитель.

План работы по самообразованию Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» на 2020 – 2021 учебный год

План самообразования

 

Цель:

Выявить и изучить особенностивоспитательной роли форм устного народного творчества, а также развиватьинтерес детей к народному фольклору.

 

Задачи:

·         Выявитьзначение устного народного творчества в системе воспитания     детей;

·         Приобщатьдетей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами;

·         Обогащатьчувства детей, воображение и речь;

·         Воспитыватьчуткое отношение к народному творчеству;

·         Прививатьнавыки общения и коллективного творчества;

·         Развиватьу детей сферу чувств, соучастие, сопереживание, умения управлять своимичувствами;

 

Актуальность:

      Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своимглубоким содержание и совершенной формой. Оно постоянно изучается, к немуобращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая всказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являютсянезаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, скоторой встречается ребенок с малых лет.

Устное народное творчество обладаетудивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование вработе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия дляразвития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительногоморального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребенокне только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность,приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

 

Этапы работы

 

1. Подбор материала необходимого дляработы с детьми, родителями и педагогами на тему: «Устное народное творчество ввоспитании детей дошкольного возраста» 2020 – 2021 уч.г

 

2. Практическийэтап (выбор темы и ее изучение).

 

 

 

 

 

2.1. Тема: «Устное народное творчество вразвитие ребенка дошкольника.

       Роль потешек в развитии речи ребенка».

 

 

Работа с детьми:

1) Применять потешки в режимных моментах.Использование потешек на занятиях.

2)Чтение детям русских народных сказок.

3)Дидактические, настоль – печатные игрыпо мотивам потешек.

4) Разучивание и проговаривание потешек.

 

Работа с родителями:

1) Созданиекрасочных книг с потешками для детей.

2) Создание картотеки потешек для работы сдетьми.

 

Работа с коллегами:

1) Консультация:«Роль фольклора в развитии детей».

 

Сентябрь

2.2

Тема: Изучение темы «Использование загадки вумственном воспитании детей дошкольного возраста».

 

Работа с детьми:

1)Использование загадок на занятиях.

2)Загадки в режимных моментах.

 

Работа с родителями:

1) Наглядно – текстовая информация:«Загадки, поговорки, пословицы».

 

Октябрь

2.3.

Тема: «Использование фольклора в работе сдетьми».

 

Работа с детьми:

1) Дидактическая игра «Узнай потешку»,«Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?».

2)Чтение русских народных сказок, потешек,поговорок, скороговорок, прослушивание аудио записей сказок.

 

Работа с родителями:

1)Беседа с родителями: «Роль родителей внравственном воспитании детей».

 

Работа с коллегами:

1)Консультация для воспитателей «Влияниерусского народного творчества на развитие речи детей разных возрастов».

 

 

 

Ноябрь

2.4.

Тема: «Роль сказки в воспитании детей».

 

Работа с детьми:

1)Настольно – печатные игры по народнымсказкам.

2)Рисование по мотивам сказок.

 

Работа с коллегами:

1) Создание папки - передвижки «Рольсказки в развитии и воспитании ребёнка».

 

Декабрь

2.5.

Тема: «Настольно – печатные игры по русскимнародным сказкам».

 

Работа с детьми:

1) Настольно – печатные игры.

2)Развивающие игры на основе сказочныхобразов и сюжетов.

3)Придумывание сказок (групповое илииндивидуальное).

Работа с родителями:

1)Консультация: «Влияние народной игры насоциализацию ребёнка».

 

Январь

2.6.

Тема: «Устное народное творчество как средстводуховно - нравственного развития личности ребенка».

 

Работа с детьми:

1)Лепка сказочных героев.

 

Работа с родителями:

1) Семейный конкурс «Игрушка длятеатрального уголка своими руками» (семейное фото или о том как она делалась).

2)Консультация: «Влияние устного народноготворчества на развитие речи детей».

 

Февраль

 

Работа с коллегами:

1)Мастер - класс: «Устное народное творчествов режимных моментах».

 

 

 

Март

 

2.7.

Тема: «Влияние русского народного творчества наразвитие речи детей».

 

Работа с детьми:

1)Развлечение «Широкая Масленица».

2)Рисование по мотивам потешек.

3)Проговаривание и заучивания потешек искороговорок.

Работа с родителями:

1)Консультация: «Влияние русскогонародного творчества на развитие речи детей».

 

Апрель

2.8.

Тема: «Пальчиковые игры на основе русскихнародных потешек».

 

Работа с детьми:

1)Игровая деятельность «Поиграем спальчиками».

2)Досуг «Солнышко, нарядись, красное,покажись!».

 

Работа с родителями:

1)Семейный конкурс рисунков по мотивампотешки.

 

Работа с коллегами:

1)Консультация: «Влияние пальчиковых игрна развитие дошкольников».

 

Май

2.9.

Тема: «Народно – декоративно прикладноеискусство в устном народном творчестве».

Работа с детьми:

1)Просмотр презентации «Народно –декоративно прикладное искусство в устном народном творчестве».

2)Роспись сувениров гжелью, хохломской игородецкой росписью.

 

Работа с родителями:

1)Отчет по теме самообразования.Презентация.

2) Консультация: «Вечер русских народныхигр и забав».

 

Работа с коллегами:

1)Подготовка материала «Опыт работы» сметодической разработкой по теме самообразования.

 

 

Список используемой литературы:

 

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методикаразвития речи и обучения родному языку дошкольников». 3-е издание, – М.:Академия, 2000. – 400 с;

2.Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Народнаяпедагогика в воспитании дошкольника. М., 2006.;

3.Большая книга для маленьких «Сборникпотешек, сказок, стихотворений и рассказов для детей дошкольного и младшегошкольного возраста. Составители: Э. Падерина, А. Плитченко, В. Сурель/ /Новосибирск; Западно – Сибирское книжное издательство – 2000;

4.Выготский Л.С. «Лекции по психологии».СПб., 2008;

5.Дудецкий А.Я. «Теоретические основывоображения и творчества». Смоленск, 2004;

6. Даль В.И. «Пословицы и поговоркирусского народа». М., 2009.;

7.Журналы «Дошкольное воспитание» Москва.№ 8, 2004 г;

8.Журналы «Ребёнок в детском саду»;

9.«Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки,прибаутки, считалки» // Сост. Г.Науменко. М., 1998;

10.Иванова О.А. «Учимся читатьхудожественную литературу». – М.: Школьная пресса, 2005. – 80 с.;

11.Изучение статей в журналах:«Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч»;

12.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщениедетей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. идоп. сПб,. 2012.

13.Козырева Л.М. Говорю красиво иправильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2010.

14. Литвинова М.Ф. Русские народныеподвижные игры М.: Просвещение, 2005;

15.И.А. Лыкова «Цветные ладошки»,«Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, издательство «Карапуз -Дидактика».

16.Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей».– Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с;

17. Народное искусство в воспитании детей/ Под ред. Комаровой Т.С. М.: Педагогическое общество России 2005.;

18.Пескишева Т. «Малые фольклорные формы вработе с детьми с общим недоразвитием речи» //Дошкольное воспитание. – №8. –2007. – с. 86-934;

19.«Программа воспитания и обучения вдетском саду» // Под редакцией М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2004. – 144с.

20.Сазонова С.Е., Малинина О.В.5.Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми». – М.: Владос, 2005. – 178 с.;

21.Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких. –«Дошкольное воспитание», №12 – 2003;

22.Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М.,2009.

23.Тихеева Е.И. «Развитие речидошкольника» //Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 144 с.;

24.Ушакова О.С. «Развитие речидошкольников». – М.: Издательство института психотерапии, 2001. – 256 с.

 

Интернет – ресурсы:

1.Изучение методик и технологий педагоговв интернете.

 

8 апреля 2021 в 17:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.