Ефремова Ольга Сергеевна, музыкальный руководитель.
Мастер класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»Цель: - совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях. Задачи: -Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания. -Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания. Развивать творческую активность участников. Материалы и оборудование:макеты ладошек, правила синквейна, афоризмы, пословицы, карточки с заданием, ручки, фломастеры. Ход мастер-класса: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Программа развития образования в России ставит перед собой задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех её уровнях. Детство - время развития всех сил человека: как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идёт активное накопление нравственного опыта, и самоопределения и становления самосознания. Конечно, начинать работу по духовно-нравственному воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый ребёнок в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будут вырастать более сложное нравственное чувство.Во дворе, забыв про стыд, слово скверное лежит – Не на пне, не на скамейке, не в скворечнике, не в лейке, Не на травке, не в песке, а во рту, на языке. Ходит – бродит мальчик Вова, всюду сеет это слово, А за грех его большой ангел плачет за спиной. Уважаемые коллеги! Попробуйте ответить на вопрос: «Что такое духовно-нравственное воспитание?» (ответы, 2 достаточно). Спасибо, коллеги! Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и его совершенствование. Считаем, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живёт, в которой происходит его становление и развитие – это духовная культура семьи, детского сада, школы. Сегодня я хочу вам предложить несколько заданий по теме нашего мастер-класса. Но сначала предлагаю вам поиграть в игру «Добрые слова», цель которой: продемонстрировать значение добрых слов в жизни, показать необходимость умения радоваться вместе с другом успехам и победам. Правила игры: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты по следующим направлениям: -одобрение внешности -одобрение личностных качеств -одобрение деловых качеств Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнёры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга. В такую игру можно играть с детьми. Ведь основу коммуникативного взаимодействиядошкольников со взрослыми и сверстниками составляет потребность в доброжелательном внимании. А средством внимания, одобрения является комплимент. Важно, чтобы дети слышали комплименты от воспитателей, родителей, сверстников. Не правда ли, приятно было слушать комплименты в свой адрес? А что было приятнее: говорить или принимать комплименты? (Ответы) Следующим заданием будет игра «Мудрые мысли» Правила игры: На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, высказываниями великих людей, разделённые напополам. Надо собрать каждое высказывание. (звучит музыка) «Нет места милее родного дома» (Цицерон) «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» (Себастьян Брант) «Чтобы поверить в доброе, нужно начать делать его» (Л.Н. Толстой) «Против всего можно устоять, но не против доброты» (Ж.Ж.Руссо) «Уважай отца и мать, будет в жизни благодать» «Не привыкай к безделью, учись рукоделью» «Тому тяжело, кто помнит зло» «Не одежда красит человека, а его добрые дела» «Ласковое слово и кошке приятно» «Слово лечит, слово и ранит» «Не спеши карать, спеши миловать» «Других не суди, на себя погляди» Следующим заданием будет работа с карточками. Нужно отметить на карточках меры воздействия педагога на предложенную ситуацию: «Еслиребёнок обидел товарища…» -кружками те действия, которые вы использовали; -подчёркиванием действия, которые не использовали, но вам понравились, вызвали интерес; -зачеркните те действия, которые вы отрицаете. Не обращать внимания. Предложить дать сдачи. Пригрозить: «Мы сейчас с тобой также поступим» Лишить игрушек. Объявить бойкот. Отправить в тихий угол поостыть. Осудить поступок в коллективе детей. Долго объяснять поступок ребёнку. Добиваться извинений. Рассказать всем пришедшим в группу взрослым, какой поступок совершил этот ребёнок. Отправить обоих в уголок примирения. Выслушать мнения обоих обидчиков. Предложить родителям принять меры. Спасибо, уважаемые участники! Я думаю, что подобные случаи встречаются в вашей практике каждый день и вы принимаете правильные решения при воспитании детей. Уважаемые участники, предлагаю вам составить синквейн на тему «Духовно-нравственное воспитание». Я думаю, что многие из вас знакомы с этой методикой. (правила написания синквейна на столе) Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определённой задачи. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи, так как у дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Пример синквейна: 1. Существительное – семья 2. Прилагательные (два) – крепкая, дружная 3. Глаголы (три) – помогает, любит, заботится 4. Предложение о семье, афоризм или пословица – вся семья вместе – и душа на месте или Я люблю свою семью. 5. Синоним, или как по-другому можно назвать свою семью – Ячейка общества. Мой дом. Синквейн со словом «Дети» Дети Любимые, ласковые Играют, радуют, умиляют Дети – цветы жизни Счастье ребёнок умный, подвижный играет, шалит,трудится самое дорогое в жизни счастье. .. Синквейннатему «Ребенок» ребенок маленький, своенравный рождается, растет, воспитывается существо, которое наполняет жизнь смыслом личность. На ваших столах лежат макеты детских ладошек я попрошу вас написать на каждом пальчике существительное, которое вы соотносите с понятием «духовно-нравственное» (добро, стыд, дружба, терпение, нравственность, благодарность, воспитание, культура, благородность, патриотизм, семья и др.) Вывод: Закончить наш мастер-класс хочется словами Сухомлинского: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Именно от нас, от педагогов зависит, каким вырастет ребёнок. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Я считаю, что каждый ребенок вправе выбирать краски и кисти в создании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть все. Задача педагога: направить ребенка к краскам и кистям - Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны - решать только ему. 8 апреля 2021 в 17:09
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.