Ефремова Ольга Сергеевна, музыкальный руководитель.
ПРОЕКТ в первой младшей группе «МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ».Актуальность: Ведущий вид деятельности ребенка в раннем возрасте непосредственное эмоциональное общение с окружающим. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоции они испытывают порой больше чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Положительные эмоции влияют на все физиологические процессы, происходящие в организме ребенка, повышая его тонус. Поэтому преобладание радостного состояния для развития ребенка очень ценно. Музыка, музыкальные игрушки, музыкальные инструменты, музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста. Удивителен мир звуков, окружающий малышей. Их так много и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только научить слышат эти звуки, понимать их. Сопоставлять их с чем либо (колокольчик-звучание сосулек зимой, барабан-мишка идет по лесу и т.д). Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, а так же творчество – исследования. Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей форма является самым простым и самым прямым путем к развитию музыкальности. Музыкальные инструменты, игрушки – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети всегда хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот , кто играет на нем – почти волшебник. Музыкальная деятельность с различными музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема малыш способен сосредотачивать свое внимание. Желание вновь пережить определенное состояние может служить ля него мотивом деятельности, стимулом проявления активности, а так же одновременно с этим развиваются музыкальные способности ребенка. Несмотря на игровой характер и многообразие форм и методов, используемых в непосредственно музыкальной деятельности детей раннего возраста, были выявлены некоторые часто встречающиеся трудности: - дети от 1,5 до 2,5 лет часто имеют ограниченный словарный запас, что затрудняет общение с ними; - в период адаптации у детей возникают сложности в общении с воспитателем и музыкальным руководителем, нежелание участвовать в какой либо деятельности. В итоге были определены цель и задачи. Цель проекта: Создание благоприятных условий для развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста посредством музицирования на детских музыкальных инструментах. Использование в работе с детьми музыкальных игрушек, настольного театра, шумелок. Развитие музыкального слуха ребенка посредством музыкальных инструментов. Использовать на занятиях и вне занятий игры, танцы, сказки - шумелки, потешки и т.д. с музыкальными инструментами, стимулирующие развитие эмоциональной сферы ребенка. Задачи проекта: Способствовать формированию развитию музыкальных способностей детей раннего возраста. Формировать познавательную активность к музыкальным игрушкам. Формировать у детей навыки игры на простейших музыкальных игрушках и инструментах. Вовлекать в игру на музыкальных инструментах и музыкальных игрушках всех детей, стимулируя развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального развития детей раннего возраста. Срок реализации проекта: долгосрочный Ожидаемые результаты: К концу года дети должны научиться использовать музыкальные игрушки и инструменты в соответствии с играми, танцами, песнями. Уметь воспроизводить звучание тихо и громко. Узнавать ассоциации музыкальных инструментов (металлофон – капельки дождя, барабан – мишка косолапый и т. д.) Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик через использование музыкальных игрушек и музыкальных инструментов. Вид проекта - интегрированнный Участники проекта: дети, взрослые – воспитатель, родители, музыкальный руководитель. Этапы проектной деятельности 1. Этап подготовительный. Составление перспективного плана по развитию музыкальных способностей детей раннего возраста. Начинать знакомство малышей еще до непосредственно музыкальной деятельности, когда прихожу в период адаптации знакомиться с детьми. Приношу в группу игрушку или перчаточную куклу. Игрушки незаменимы для установления контакта с детьми раннего возраста. Вместе с игрушкой они охотно танцуют, играют. Зайчик знакомит деток с погремушкой, барабаном и т.д. На последующих занятиях кукла Катя приносит колокольчик или дудочку, побуждая малышей к активному проявлению эмоций через движение под музыку, мимику, игру на музыкальных игрушках и музыкальных инструментах в сопровождении взрослого. 2. Этап: работа с детьми. «В гостях у Петрушки -веселой игрушке» Познакомить детей с погремушкой, развивать умение держать ее в руках, звенеть ей, стучать по ладошке. Игрушка - Петрушка, погремушки по количеству детей. «Танец с погремушками» Е. Макшанцева «Игрушки-погремушки» Продолжать знакомить с контрастным звучанием погремушек. «Сеньор-бубен» Знакомить детей с бубном и его звучанием. Учить различать звучание бубна и погремушки. Учить узнавать и называть «бубен» и «погремушки». Бубен и погремушки по количеству детей. «Кто как звучит» Закрепление умений и навыков, приобретенных на предыдущих занятиях. «Веселый бубен» М. Картушина Ноябрь. «Веселый барабан» Закрепление умения пользоваться уже знакомыми музыкальными инструментами. Познакомить детей с барабаном. Барабан, бубен, погремушки. Пьеса «Барабанщик». Муз. Д. Кабалевского «Волшебный сундучок». Закрепление знаний о музыкальных инструментах. Умение показывать и называть правильно музыкальные инструменты. «Волшебный сундучок» с музыкальными инструментами. «Вот какая дудка». Создавать у детей радостное настроение. Познакомить детей с дудочкой. Учить извлекать звук из этого инструмента. Побуждать детей к активному участию в играх, танцах. Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами «дудочкой». Песня «Дудочка» Е. Макшанцева. Музыкальная игра: «Узнай по слуху». Развивать музыкальный слух с помощью ритмических рисунков (использование потешек). Закрепление умений узнавать и правильно извлекать звук из музыкальных инструментов. Игрушки-погремушки по количеству детей, игрушки - Зайчик, Петрушка, Птичка. Игра «Дудочка» сл. и муз М. Картушиной. Декабрь Тема: «Кто у нас в гостях». Закрепить умения, полученные на предыдущих занятиях. Способствовать развитию музыкального слуха. «Интересно пошумим» музыкальные инструменты: дудочка. Барабан, погремушки, шумелки. Игра: «Веселые капельки». Закрепить узнавать и показывать нужные музыкальные инструменты по просьбе педагога. Познакомить с новым музыкальным инструментом – металлофоном. «Сосульки весело звенят». Вызывать у малышей ассоциации на музыкальные инструменты: сосульки звенят - играет металлофон, ходит Мишка-косолапый – барабан, бежит ручеек-металлофон (глиссандо). Игра: «Поиграем в прятки». Совершенствовать умение пользоваться музыкальными инструментами. Учить отгадывать инструменты по слуху и показывать их. «Угадай и покажи». (погремушки, бубен, металлофон, дудочка, шумелки). Игра: «Наш веселый Снеговик». Создавать у детей радостное настроение. Побуждать детей к активному участию в играх и песнях. Закреплять умения и навыки в использовании музыкальных инструментов. Игрушка – Снеговик. Музыкальные игрушки, шумелки по количеству детей. «Наш веселый хоровод». Дети танцуют с музыкальными инструментами. Затем меняются ими друг с другом. Январь Тема: «Зайчики и лисичка». Закреплять умения использовать музыкальные инструменты. Развивать музыкальность детей. Вызывать у малышей желание участвовать в играх, плясках с музыкальными инструментами. Игрушка - Лисичка и зайчик. Дети помогают зайчику прогнать лисичку с помощью музыкальных инструментов. (погремушки, бубен, колокольчик). Игра: «Вот, как ловко мы играем». Познакомить детей с колокольчиком. Активизировать деятельность детей с музыкальными инструментами. Развивать двигательную активность детей с помощью музыкально-дидактических игр. «Выбери и принеси» музыкально-дидактическая игра (дети находят и приносят музыкальному руководителю те музыкальные инструменты, которые он называет). Игра: «Лисичка-сестричка и бубен». Совершенствовать музыкально - ритмические движения в играх, плясках. Продолжать развивать умения использовать музыкальные атрибуты. Игрушка лисичка. Музыкальный инструмент-бубен. «На что это похоже?» Знакомить с новыми музыкальными инструментами – ложками (скачет лошадка). Учить правильно извлекать звук с помощью ложек. Игра «Лошадка», музыкальные инструменты -деревянные ложки. Игрушка – лошадка. Февраль. Тема: «По тропинке мы пойдем» Развивать умение в использовании музыкальных инструментов (бубен-ударять. Погремушка -звенеть, и т.д.). Продолжать знакомить детей с металлофоном, колокольчиком. Закреплять умение различать тембровое звучание (тихо-громко) Музыкально-ритмические движения-поскоки. «Скачем на лошадке» -поскоки. Музыкальные инструменты-ложки. Игра: «Выбери и покажи» Развитие музыкальных ассоциаций - «скачет лошадка»-ложки, «бежит ручеек»-металлофон, «звенят сосульки» - колокольчик. Дидактическая игра «Волшебный снежок». Продолжить знакомить детей с новыми музыкальными инструментами- маракасы. Закреплять полученные навыки ранее, способствовать развитию музыкально-ритмических движений. «Танец с погремушками» М. Картушиной Погремушки по количеству детей. «Наш оркестр» Музыкальные инструменты по количеству детей. «Колобок пришел к нам в гости». Создавать у детей радостное настроение. Способствовать двигательной активности детей при помощи музыкальных игр, игр с музыкальными инструментами, танцев. Музыкальные инструменты, шумелки, бубен, маракасы. «Кто быстрей ударит в бубен». Побуждать детей к активности в играх. Развивать интерес к музыкальным играм и музыкальным инструментам. «Вот какой наш бубен». Ведущему дают бубен, затем он передает его следующему ребенку в ходе игры. Март Тема: «Солнышко и тучки». Продолжать знакомить детей с грустной и спокойной музыкой, а также с веселой и бодрой. Закреплять знания о музыкальных инструментах, умение их использовать. Развивать умение сравнивать музыку. Капает дождик – удары палочкой по металлофону. Дождик веселый – быстрые капельки (удары по металлофону быстрые) Игра: «Веселый дождик», «Сердитый дождик» металлофон Музыкальная игра: «Колокольчик позвени». Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя музыкантом, выполнить ведущую роль в игре. Проводить индивидуальную работу с детьми. Продолжать знакомить детей с шумелками (тихо - громко). Учить находить ассоциации (тихо журчит ручеек, громко - гремит гром) Продолжать знакомить детей с музыкой разного характера, что способствует развитию музыкального слуха у детей. «Веселый колокольчик», «Давайте пошумим!» Колокольчики по количеству детей. Шумелки, и другие музыкальные инструменты по количеству детей. Песня-потешка: «Звонко капают капели». Совершенствовать музыкально. Продолжать знакомить детей с шумелками (тихо-громко). Развивать умение сравнивать музыку. Капает дождик – удары палочкой по металлофону. «Бежит озорной ручеек» -глиссандо на металлофоне -ритмические навыки, полученные на предыдущих занятиях. «Наши дети молодцы» Музыкальные инструменты по количеству детей. «Оркестр», «Что звучит?» (в волшебной коробочке инструменты). «Поищи меня дружок» Создавать у детей радостное настроение. Развивать двигательную активность детей. Музыкальная игра: «Наш оркестр». Музыкальные инструменты по количеству детей. «Весенний переполох». Выбрать инструменты, которые ассоциируются с весной (колокольчик - капают капельки дождя, металлофон-ручеек и т.д.) Апрель. Тема: «Веселый оркестр». Продолжать знакомить детей с музыкой разного характера, что способствует развитию музыкального слуха у детей Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя музыкантом, выполнить ведущую роль в игре. Создавать у детей радостное настроение. Игра на ложках: «Поиграем дружно». Инструменты по количеству детей. «Веселая капель и гром» Учить находить ассоциации (тихо журчит ручеек, громко-гремит гром) Развивать умение сравнивать музыку. Капает дождик – удары палочкой по металлофону. Создавать у детей радостное настроение. «Колокольчики мои». Колокольчики по количеству детей и барабан. Игра: «Поиграем в прятки». Под музыку (тихо-громко) дети ищут музыкальную игрушку, или игрушку которая приходит к ним в гости. Каждому ребенку дать почувствовать себя музыкантом, выполнить ведущую роль в игре. Создавать у детей радостное настроение. «Поищи меня дружок». Дети ищут знакомую игрушку. В заключении игры дети играют на знакомых инструментах. Музыкальная игра: «Оркестр» инструменты по количеству детей. «Кто к нам в гости приходил» Создавать у детей радостное настроение. Побуждать их к активным действиям: участию в сюжетных играх, отвечать на вопросы «ассоциация звуков и предметов». Звук ручейка, капает капель, гремит гром, идет медведь - бежит мышка. «Мишка и мышка» «Ручеек и дождик» «Зайчик и медведь» Все инструменты перед глазами детей, ребенок выбирает нужный музыкальный инструмент и извлекает звук. Май. Тема: «Наши детки молодцы» Продолжать знакомить детей с музыкой разного характера, что способствует развитию музыкального слуха у детей. Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя музыкантом, выполнить ведущую роль в игре. Создавать у детей радостное настроение. «Веселые инструменты» «По дорожке мы пойдем, инструменты мы найдем» Инструменты знакомые детям. «К нам мишка пришел». Продолжать знакомить детей с музыкой разного характера, что способствует развитию музыкального слуха у детей. «Вот Мишутка маленький» «Веселый колокольчик» «Весенний переполох» Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя музыкантом, выполнить ведущую роль в игре. Создавать у детей радостное настроение. «Узнай и покажи» Музыкальные инструменты и игрушки знакомые детям. «Хорошо играть умеем» Закреплять умение сравнивать музыку, узнавать и называть простейшие инструменты. Определять по звучанию, что за инструмент звучит. Создавать у детей положительные эмоции. «Что в коробочке моей» музыкальные инструменты по количеству детей. Также проведение индивидуальной работы с детьми, рассматривание музыкальных игрушек, музыкальных инструментов, игра с ними. Работа с родителями: Беседа с родителями о важности развития музыкального слуха у детей раннего возраста. Консультации для родителей: - «Музыкальные игрушки в жизни ребенка» - «Развитие музыкальных способностей детей раннего возраста при помощи музыкальных инструментов» - «Поиграй со мною мама!» - «Музыка природы» 3. Этап – итоговый. 1.Диагностика освоения детьми музыкальных инструментов, развитие музыкальных способностей. 2.Обогащение опыта и знаний детей, через игру, с использованием музыкальных инструментов. 3.Консультации для воспитателей: - «Важность развитие музыкальных способностей детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами». Ресурсное обеспечение проекта: М.Ю Картушина Методика работы с ранним возрастом. Элементы программы Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» И.Каплунова И.Новоскольцева 2007г. Издательство «Композитор-Санкт-Петербург» «Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. М.Ю.Картушина «Забавы для малышей» театрализованные развлечения для детей 2-3 лет Москва 2005 г «Творческий центр» С. Коротаева «Здравствуй музыка!». (Брошюра) СПб, 2008г. Курсы повышения квалификации по теме: «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста: традиционные и инновационные технологии». На базе ГБДОУ № 90 СПб май. 2012г. (Материалы лекции.) А. И. Кудрявцева. Конспекты: «Зрелище для малышей», (курсы повышения квалификации, 2007г.) 8. Е.Д. Макшанцева «Детские забавы» Москва «Просвещение» 1991 г. 9 апреля 2021 в 14:27
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.