Ефремова Ольга Сергеевна, музыкальный руководитель.

ПРОЕКТ в первой младшей группе «МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ».

Актуальность:

Ведущий вид деятельности ребенка в раннем возрасте непосредственное эмоциональное общение с окружающим. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоции они испытывают порой больше чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Положительные эмоции влияют на все физиологические процессы, происходящие в организме ребенка, повышая его тонус. Поэтому преобладание радостного состояния для развития ребенка очень ценно. Музыка, музыкальные игрушки, музыкальные инструменты, музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста.

Удивителен мир звуков, окружающий малышей. Их так много и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только научить слышат эти звуки, понимать их. Сопоставлять их с чем либо (колокольчик-звучание сосулек зимой, барабан-мишка идет по лесу и т.д). Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, а так же творчество – исследования. Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей форма является самым простым и самым прямым путем к развитию музыкальности.

Музыкальные инструменты, игрушки – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети всегда хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот , кто играет на нем – почти волшебник.

Музыкальная деятельность с различными музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема малыш способен сосредотачивать свое внимание. Желание вновь пережить определенное состояние может служить ля него мотивом деятельности, стимулом проявления активности, а так же одновременно с этим развиваются музыкальные способности ребенка.

Несмотря на игровой характер и многообразие форм и методов, используемых в непосредственно музыкальной деятельности детей раннего возраста, были выявлены некоторые часто встречающиеся трудности:

- дети от 1,5 до 2,5 лет часто имеют ограниченный словарный запас, что затрудняет общение с ними;

- в период адаптации у детей возникают сложности в общении с воспитателем и музыкальным руководителем, нежелание участвовать в какой либо деятельности.

В итоге были определены цель и задачи.

Цель проекта:

Создание благоприятных условий для развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста посредством музицирования на детских музыкальных инструментах. Использование в работе с детьми музыкальных игрушек, настольного театра, шумелок. Развитие музыкального слуха ребенка посредством музыкальных инструментов. Использовать на занятиях и вне занятий игры, танцы, сказки - шумелки, потешки и т.д. с музыкальными инструментами, стимулирующие развитие эмоциональной сферы ребенка.

Задачи проекта:

Способствовать формированию развитию музыкальных способностей детей раннего возраста.

Формировать познавательную активность к музыкальным игрушкам.

Формировать у детей навыки игры на простейших музыкальных игрушках и инструментах.

Вовлекать в игру на музыкальных инструментах и музыкальных игрушках всех детей, стимулируя развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального развития детей раннего возраста.

Срок реализации проекта: долгосрочный

Ожидаемые результаты:

К концу года дети должны научиться использовать музыкальные игрушки и инструменты в соответствии с играми, танцами, песнями.

Уметь воспроизводить звучание тихо и громко. Узнавать ассоциации музыкальных инструментов (металлофон – капельки дождя, барабан – мишка косолапый и т. д.)

Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик через использование музыкальных игрушек и музыкальных инструментов.

Вид проекта - интегрированнный

Участники проекта: дети, взрослые – воспитатель, родители, музыкальный руководитель.

Этапы проектной деятельности

1. Этап подготовительный.

Составление перспективного плана по развитию музыкальных способностей детей раннего возраста.

Начинать знакомство малышей еще до непосредственно музыкальной деятельности, когда прихожу в период адаптации знакомиться с детьми. Приношу в группу игрушку или перчаточную куклу. Игрушки незаменимы для установления контакта с детьми раннего возраста. Вместе с игрушкой они охотно танцуют, играют. Зайчик знакомит деток с погремушкой, барабаном и т.д.

На последующих занятиях кукла Катя приносит колокольчик или дудочку, побуждая малышей к активному проявлению эмоций через движение под музыку, мимику, игру на музыкальных игрушках и музыкальных инструментах в сопровождении взрослого.

2. Этап: работа с детьми.

«В гостях у Петрушки -веселой игрушке»

Познакомить детей с погремушкой, развивать умение держать ее в руках, звенеть ей, стучать по ладошке.

Игрушка - Петрушка, погремушки по количеству детей.

«Танец с погремушками» Е. Макшанцева

«Игрушки-погремушки»

Продолжать знакомить с контрастным звучанием погремушек.

«Сеньор-бубен»

Знакомить детей с бубном и его звучанием. Учить различать звучание бубна и погремушки. Учить узнавать и называть «бубен» и «погремушки».

Бубен и погремушки по количеству детей.

«Кто как звучит»

Закрепление умений и навыков, приобретенных на предыдущих занятиях.

«Веселый бубен»

М. Картушина

Ноябрь.

«Веселый барабан»

Закрепление умения пользоваться уже знакомыми музыкальными инструментами. Познакомить детей с барабаном.

Барабан, бубен, погремушки.

Пьеса «Барабанщик».

Муз. Д. Кабалевского  «Волшебный сундучок».

Закрепление знаний о музыкальных инструментах. Умение показывать и называть правильно музыкальные инструменты.

«Волшебный сундучок» с музыкальными инструментами.

«Вот какая дудка».

Создавать у детей радостное настроение. Познакомить детей с дудочкой. Учить извлекать звук из этого инструмента. Побуждать детей к активному участию в играх, танцах. Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами «дудочкой».

Песня «Дудочка» Е. Макшанцева.

Музыкальная игра: «Узнай по слуху».

Развивать музыкальный слух с помощью ритмических рисунков (использование потешек). Закрепление умений узнавать и правильно извлекать звук из музыкальных инструментов.

Игрушки-погремушки по количеству детей, игрушки - Зайчик, Петрушка, Птичка.

Игра «Дудочка» сл. и муз М. Картушиной.

Декабрь

Тема: «Кто у нас в гостях».

Закрепить умения, полученные на предыдущих занятиях. Способствовать развитию музыкального слуха.

«Интересно пошумим» музыкальные инструменты: дудочка. Барабан, погремушки, шумелки.

Игра: «Веселые капельки».

Закрепить узнавать и показывать нужные музыкальные инструменты по просьбе педагога. Познакомить с новым музыкальным инструментом – металлофоном.

«Сосульки весело звенят». Вызывать у малышей ассоциации на музыкальные инструменты: сосульки звенят - играет металлофон, ходит Мишка-косолапый – барабан, бежит ручеек-металлофон (глиссандо).

Игра:  «Поиграем в прятки».

Совершенствовать умение пользоваться музыкальными инструментами. Учить отгадывать инструменты по слуху и показывать их.

«Угадай и покажи».  (погремушки, бубен, металлофон, дудочка, шумелки).

Игра: «Наш веселый Снеговик».

Создавать у детей радостное настроение. Побуждать детей к активному участию в играх и песнях. Закреплять умения и навыки в использовании музыкальных инструментов.

Игрушка – Снеговик. Музыкальные игрушки, шумелки по количеству детей.

«Наш веселый хоровод». Дети танцуют с музыкальными инструментами. Затем меняются ими друг с другом.

Январь

Тема: «Зайчики и лисичка».

Закреплять умения использовать музыкальные инструменты. Развивать музыкальность детей. Вызывать у малышей желание участвовать в играх, плясках с музыкальными инструментами.

Игрушка - Лисичка и зайчик. Дети помогают зайчику прогнать лисичку с помощью музыкальных инструментов. (погремушки, бубен, колокольчик).

Игра: «Вот, как ловко мы играем».

Познакомить детей с колокольчиком. Активизировать деятельность детей с музыкальными инструментами. Развивать двигательную активность детей с помощью музыкально-дидактических игр.

«Выбери и принеси» музыкально-дидактическая игра (дети находят и приносят музыкальному руководителю те музыкальные инструменты, которые он называет). Игра: «Лисичка-сестричка и бубен».

Совершенствовать музыкально - ритмические движения в играх, плясках. Продолжать развивать умения использовать музыкальные атрибуты.

Игрушка лисичка. Музыкальный инструмент-бубен.

«На что это похоже?»

Знакомить с новыми музыкальными инструментами – ложками (скачет лошадка). Учить правильно извлекать звук с помощью ложек.

Игра «Лошадка», музыкальные инструменты -деревянные ложки. Игрушка – лошадка.

Февраль.

Тема: «По тропинке мы пойдем»

Развивать умение в использовании музыкальных инструментов (бубен-ударять. Погремушка -звенеть, и т.д.). Продолжать знакомить детей с металлофоном, колокольчиком. Закреплять умение различать тембровое звучание (тихо-громко) Музыкально-ритмические движения-поскоки.

«Скачем на лошадке»

-поскоки.

Музыкальные инструменты-ложки. Игра: «Выбери и покажи»

Развитие музыкальных ассоциаций - «скачет лошадка»-ложки, «бежит ручеек»-металлофон, «звенят сосульки» - колокольчик.

Дидактическая игра «Волшебный снежок».

Продолжить знакомить детей с новыми музыкальными инструментами- маракасы. Закреплять полученные навыки ранее, способствовать развитию музыкально-ритмических движений.

«Танец с погремушками» М. Картушиной

Погремушки по количеству детей.

«Наш оркестр» Музыкальные инструменты по количеству детей.

«Колобок пришел к нам в гости».

Создавать у детей радостное настроение. Способствовать двигательной активности детей при помощи музыкальных игр, игр с музыкальными инструментами, танцев.

Музыкальные инструменты, шумелки, бубен, маракасы.

«Кто быстрей ударит в бубен».

Побуждать детей к активности в играх. Развивать интерес к музыкальным играм и музыкальным инструментам.

«Вот какой наш бубен».

Ведущему дают бубен, затем он передает его следующему ребенку в ходе игры.

Март

Тема: «Солнышко и тучки».

Продолжать знакомить детей с грустной и спокойной музыкой, а также с веселой и бодрой. Закреплять знания о музыкальных инструментах, умение их использовать. Развивать умение сравнивать музыку. Капает дождик – удары палочкой по металлофону. Дождик веселый – быстрые капельки (удары по металлофону быстрые)

Игра: «Веселый дождик», «Сердитый дождик»  металлофон

Музыкальная игра: «Колокольчик позвени».

Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя музыкантом, выполнить ведущую роль в игре. Проводить индивидуальную работу с детьми.

Продолжать знакомить детей с шумелками (тихо - громко).

Учить находить ассоциации (тихо журчит ручеек, громко - гремит гром)

Продолжать знакомить детей с музыкой разного характера, что способствует развитию музыкального слуха у детей.

«Веселый колокольчик», «Давайте пошумим!»

Колокольчики по количеству детей. Шумелки, и другие музыкальные инструменты по количеству детей.

Песня-потешка: «Звонко капают капели».

Совершенствовать музыкально. Продолжать знакомить детей с шумелками (тихо-громко).

Развивать умение сравнивать музыку. Капает дождик – удары палочкой по металлофону. «Бежит озорной ручеек» -глиссандо на металлофоне -ритмические навыки, полученные на предыдущих занятиях.

«Наши дети молодцы»

Музыкальные инструменты по количеству детей.

«Оркестр», «Что звучит?» (в волшебной коробочке инструменты).

«Поищи меня дружок»

Создавать у детей радостное настроение. Развивать двигательную активность детей.

Музыкальная игра: «Наш оркестр».

Музыкальные инструменты по количеству детей.

«Весенний переполох».

Выбрать инструменты, которые ассоциируются с весной (колокольчик - капают капельки дождя, металлофон-ручеек и т.д.)

Апрель.

Тема: «Веселый оркестр».

Продолжать знакомить детей с музыкой разного характера, что способствует развитию музыкального слуха у детей

Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя музыкантом, выполнить ведущую роль в игре. Создавать у детей радостное настроение.

Игра на ложках: «Поиграем дружно».

Инструменты по количеству детей.

«Веселая капель и гром»

Учить находить ассоциации (тихо журчит ручеек, громко-гремит гром) Развивать умение сравнивать музыку. Капает дождик – удары палочкой по металлофону. Создавать у детей радостное настроение.

«Колокольчики мои».

Колокольчики по количеству детей и барабан.

Игра: «Поиграем в прятки».

Под музыку (тихо-громко) дети ищут музыкальную игрушку, или игрушку которая приходит к ним в гости. Каждому ребенку дать почувствовать себя музыкантом, выполнить ведущую роль в игре. Создавать у детей радостное настроение.

«Поищи меня дружок».

Дети ищут знакомую игрушку. В заключении игры дети играют на знакомых инструментах.

Музыкальная игра: «Оркестр» инструменты по количеству детей.

«Кто к нам в гости приходил»

Создавать у детей радостное настроение. Побуждать их к активным действиям: участию в сюжетных играх, отвечать на вопросы «ассоциация звуков и предметов». Звук ручейка, капает капель, гремит гром, идет медведь - бежит мышка.

«Мишка и мышка»

«Ручеек и дождик»

«Зайчик и медведь»

Все инструменты перед глазами детей, ребенок выбирает нужный музыкальный инструмент и извлекает звук.

Май.

Тема: «Наши детки молодцы»

Продолжать знакомить детей с музыкой разного характера, что способствует развитию музыкального слуха у детей.

Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя музыкантом, выполнить ведущую роль в игре. Создавать у детей радостное настроение.

«Веселые инструменты»

«По дорожке мы пойдем, инструменты мы найдем»

Инструменты знакомые детям.

«К нам мишка пришел».

Продолжать знакомить детей с музыкой разного характера, что способствует развитию музыкального слуха у детей.

«Вот Мишутка маленький»

«Веселый колокольчик»

«Весенний переполох»

Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя музыкантом, выполнить ведущую роль в игре. Создавать у детей радостное настроение.

«Узнай и покажи»

Музыкальные инструменты и игрушки знакомые детям.

«Хорошо играть умеем»

Закреплять умение сравнивать музыку, узнавать и называть простейшие инструменты. Определять по звучанию, что за инструмент звучит. Создавать у детей положительные эмоции.

«Что в коробочке моей»

музыкальные инструменты по количеству детей.

Также проведение индивидуальной работы с детьми, рассматривание музыкальных игрушек, музыкальных инструментов, игра с ними.

Работа с родителями:

Беседа с родителями о важности развития музыкального слуха у детей раннего возраста.

Консультации для родителей:

- «Музыкальные игрушки в жизни ребенка»

- «Развитие музыкальных способностей детей раннего возраста при помощи музыкальных инструментов»

- «Поиграй со мною мама!»

- «Музыка природы»

3. Этап – итоговый.

1.Диагностика освоения детьми музыкальных инструментов, развитие музыкальных способностей.

2.Обогащение опыта и знаний детей, через игру, с использованием музыкальных инструментов.

3.Консультации для воспитателей:

- «Важность развитие музыкальных способностей детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами».

Ресурсное обеспечение проекта:

М.Ю Картушина Методика работы с ранним возрастом.

Элементы программы Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками»

И.Каплунова И.Новоскольцева 2007г. Издательство «Композитор-Санкт-Петербург» «Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением.

М.Ю.Картушина «Забавы для малышей» театрализованные развлечения для детей 2-3 лет Москва 2005 г «Творческий центр»

С. Коротаева «Здравствуй музыка!». (Брошюра) СПб, 2008г.

Курсы повышения квалификации по теме: «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста: традиционные и инновационные технологии». На базе ГБДОУ № 90 СПб май. 2012г. (Материалы лекции.)

А. И. Кудрявцева. Конспекты: «Зрелище для малышей», (курсы повышения квалификации, 2007г.)

8. Е.Д. Макшанцева «Детские забавы» Москва «Просвещение» 1991 г.

9 апреля 2021 в 14:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.